Международное исследование PISA покажет сильные и слабые стороны системы образования каждой страны.

Помните сказку о богатыре, который стоял со своим конем на распутье перед камнем, пристально всматривался в даль и думал, какой же путь выбрать? А на камне объяснение: направо пойдешь - коня потеряешь, налево - голову, прямо - богатым будешь. Похоже, что сейчас наша система образования в таком же положении. Хотя с дорогой уже, кажется, более-менее определились.

Нас ждут хоть и нелегкие, но интересные времена. Времена, когда появляются новые возможности и перспективы, профессионализм переплетается с популизмом, а желание перемен - с искусством компромиссов.

Есть свежий закон "Об образовании", готовится проект закона "Об общем среднем образовании", а с 1 сентября по всей стране официально стартует Новая украинская школа (говорят, здесь использован опыт семи стран - не только Польши и Финляндии, но и Канады, Франции , Шотландии, Ирландии и Сингапура). Как все это заработает, где будут сильные и слабые места, каким путем лучше идти к изменениям, а где голову потеряешь или лошадь? Хорошо бы понять, как в других образовательных системах решались актуальные для нас сейчас проблемы и вопросы, работает эффективно, а что граблями, на которые уже наступали другие.

Весной этого года Украина впервые принимала участие в одном из самых масштабных международных сравнительных исследований качества образования - PISA (Programmefor International Student Assessment - Программа международного оценивания учащихся). Его инициатором является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Важно, что по результатам исследования PISA всегда готовятся отчеты, где видны сильные и слабые стороны системы образования каждой страны, а также даются рекомендации правительствам по образовательной политики (см. DT.UA от 16 декабря 2016 "Украинская школьников сравнят со сверстниками из других стран »).

Несмотря на то, что у нас в стране нет собственной концепции мониторинга качества образования, участие в международных исследованиях особенно важна.

К слову, в PISA-2018 вместе с нами участвовали 70 стран. Отчеты, в которых будет фигурировать Украины, должны быть готовы в декабре 2019 года. Ну а пока мы их ждем, вспомним несколько интересных выводов из предыдущих исследований PISA, содержащиеся в тематических отчетах (т.е. отчетах, посвященных определенным вопросам) 2009-го, 2012-го и 2015 (исследование проводят раз в три года). Эти отчеты опубликованы на сайте PISA-Украина.

Как родители выбирают школу для своего ребенка

По данным PISA, при выборе школы родители чаще всего обращают внимание на то, чтобы окружающая среда была безопасной, а также на добрую репутацию заведения, внутренний "активный и приятный климат". Как показало анкетирование родителей, эти характеристики весят больше, чем достижения учеников школы. Не удержусь от того, чтобы не вспомнить наши рейтинги школ по результатам ЕГЭ, которые очень критикуют эксперты, но упорно появляются в информационном пространстве ежегодно. Результаты школы в ВНО часто влияют на выбор родителей и весят даже больше, чем микроклимат, расположение школы и все остальное. "В нашей школе как на зоне - очень жестко, так муштруют тех бедных детей, - рассказывала мне знакомая бабушка лицеиста. - Но зато все потом хорошо составляют ВНО, поэтому можно и потерпеть".

Однако подавляющее большинство первоклассников в этом году идет в школу по прописке. Поэтому выбор у их родителей не так уж велик.

Что могут делать родители, чтобы помогать своим детям успешно учиться в школе

По результатам PISA было выявлено, что 15-летние ученики, с которыми родители много читали, когда те учились в первом классе, достигают значительно лучших учебных результатов, чем другие их сверстники. Независимо от социально-экономических предпосылок для обучения.

Так, баллы по чтению на тестировании PISA были значительно выше в тех учеников, чьи родители сообщили, что они "ежедневно или почти ежедневно" или "один-два раза в неделю" читали со своими детьми, когда те учились в первом классе. Ученики, чьи родители отметили, что "никогда или почти никогда" не читали со своими детьми или делали это только "один-два раза в месяц", получили низкие результаты. И это влияние не зависит от социально-экономических предпосылок.

Второй фактор, связанный с родителями: те ученики, чьи родители активно интересуются жизнью и учебой своих детей, получают значительно лучшие результаты.

Различные формы взаимодействия родителей с детьми по-разному влияют на учебные достижения учащихся. Наибольшее влияние имеют чтения вместе, обсуждение того, что делали в течение дня, рассказывание сказок и историй детям. Меньше влияют такие формы взаимодействия как, например, совместная игра с целью изучения алфавита.

Данные исследования PISA также свидетельствуют, что 15-летние ученики, чьи родители регулярно (еженедельно или ежедневно) обсуждают с ними политические или социальные вопросы, в среднем получают на тестировании по чтению на 28 баллов больше, чем другие ученики.

"Интуитивно большинство родителей понимает, что проводить больше времени с детьми и активно участвовать в их образовании необходимо, чтобы обеспечить их определенными преимуществами перед другими уже в начале жизни, - говорится в отчете. - Но большое количество родителей слишком занята выполнением своих обязанностей на работе и дома, и времени на все, кажется, не хватает никогда. с другой стороны, часто родители не берутся помогать своим детям с домашними заданиями, считая, что им не хватает определенных умений, которые способствовали бы успешности их ребенка в школе. Однако родителей можно Заспе совершать: анализ данных PISA показал, что для содействия успешному обучению ребенка в школе родителям не обязательно иметь степень кандидата наук или множество свободного времени. Что действительно нужно от родителей, то это иметь настоящий активный интерес к учебе и жизни ребенка ".

В отчете международного исследования PISA отмечается, что одна из задач учителей, школы и образовательной системы страны - это поиск путей, которые помогли бы привлечь слишком занятых родителей к активному участию в образовании своих детей.

Что мешает учебе

По мнению директоров школ стран-участниц исследования, это - прогулы учеников, сопротивление изменениям со стороны учителей, травля одними учениками других, издевательства одних учеников над другими. Но больше всего, считают директора, мешают прогулы учеников и сопротивление учителей.

Влияют на результаты тестирования большие объемы домашних заданий и дополнительные занятия

"Школьные системы, где ученики проводят больше времени за учебой после школы, выполняя домашние задания или дополнительно обучаясь с учителем или лично, как правило, имеют более низкие результаты", - говорится в одном из отчетов PISA, посвященного изучению естественных дисциплин в школах.

Что влияет на результаты

Исследование PISA изучает сформированность у школьников из разных стран читательской, математической и естественных наук. В отчете PISA, посвященном естественным дисциплинам в школах, указано, что результаты тестирования учащихся и выбор ими будущей профессии зависят от того, что происходит в классе, как работает в нем учитель. И это даже важнее, чем материальные ресурсы школы и внеклассные мероприятия.

Почти во всех образовательных системах ученики, получают лучшие оценки, отмечают, что учителя объясняют и демонстрируют научные идеи, обсуждают интересующие их вопросы, адаптируют уроки к их потребностям и знаний или предоставляют индивидуальную помощь, если ученики испытывают трудности с пониманием темы или задач . Внеклассные естественные занятия проводят на свежем воздухе, в научных центрах и музеях.

Ну и, конечно, имеет значение количество уроков по тому или иному предмету: чем больше уроков в неделю имеют учащиеся, тем лучше их результаты. "Ученики набрали на пять баллов больше по естественным дисциплинам за каждый дополнительный час, проведенный в неделю на регулярных уроках", - говорится в отчете.

Однако даже дополнительные уроки не является панацеей. "Наиболее важными являются качество преподавания в учебном заведении и отношение учащихся к обучению, а не количество часов, потраченных на него, - говорится в одном из отчетов. - Ученики должны поверить в важность того, что они изучают. Так, например, те ученики из стран ОЭСР, которые сообщили, что хорошо изучать естественные науки очень важно, при увеличении времени на изучение естественных дисциплин в школе на один час получают в тесте PISA в среднем на 26 баллов больше. у учащихся, которые сообщили, что хорошо разбираться в естественных науках не слишком важно, увеличение я времени на изучение естественных дисциплин в школе на один час дает повышение результата на 22 балла ".

Может стратегия начисления заработной платы учителей улучшить качество преподавания в школе?

Не все национальные бюджеты в состоянии платить высокую зарплату каждому учителю. Поэтому многие страны повышают зарплату не всем, а учителям тех школ, где их не хватает или где есть острые материальные потребности. В других странах школам разрешается разрабатывать гибкие схемы начисления учителям заработной платы.

Есть страны, в которых действует система индивидуальных денежных поощрений, то есть оплата труда педагога зависит от его производительности. Однако у такого подхода есть как сторонники, так и противники. Аргументы "за": справедливо платить больше тем, у кого результаты лучше, чем начислять одинаковую для всех зарплату. Кроме того, это поощряет учителей работать лучше и "одновременно способствует установлению ощутимого для общества связи между бюджетными расходами и результатами обучения в школе".

Противники системы денежных поощрений оперируют другими фактами: "достичь справедливой и точной оценки производительности труда в педагогической сфере чрезвычайно трудно, поскольку результаты такой работы трудно измерить объективно. К тому же такой подход не способствует налаживанию сотрудничества между учителями, а работа учителя со сосредотачивается на ограниченном количестве критериев, используемых для оценки эффективности его преподавания ».

Анализ данных PISA показал, что, по большому счету, результаты той или иной страны не зависят от того, привязана заработная плата учителей в производительности их труда. "Уровень заработной платы - это только одна из многих признаков профессиональной среды, - говорится в отчете. - Странам, где профессию учителя считают привлекательной, достичь такого мнения общества удалось не только за счет повышения заработной платы учителей. В этих странах большей привлекательности профессии учителя предоставило повышение статуса преподавания как рода деятельности и открытия новых перспектив профессионального роста в педагогической области. К тому же на учителей было положено большую ответственность как на профессионалов и лидеров в вопросах еформування образования. Чтобы пройти все эти этапы, страны должны обеспечить такую подготовку педагогических кадров, которая повысит статус учителей, позволит им стать педагогами- новаторами и исследователями в сфере образования, а не теми, кто только выполняет учебные программы ».

Нашим новым Законом "Об образовании" предусмотрено сертификацию педагогов, которую в народе называют "учительское ВНО". Постепенно она должна заменить устаревшую систему аттестации кадров. Учителя, что пожелают пройти сертификацию, получат надбавку 20% к должностному окладу и делиться своим опытом с другими.

Предполагается, что сертификация украинских педагогов должно происходить в два этапа: независимое тестирование (его проводить Украинский центр оценивания качества образования), которое проверит теоретические знания по учебному предмету, методики преподавания и возрастной психологии и мониторинг работы учителя в школе и классе (проводить Государственная служба качества образования). По нашей информации, пока идет обсуждение, как именно это должно происходить. Жаркие дискуссии ведутся в кабинетах всех уровней.

Влияет ли автономия школы на успеваемость учащихся?

Оказывается, очень влияет. "Более высокие результаты в тестировании PISA получают те страны, где школам разрешено по своему усмотрению определять системы оценивания учащихся, перечень дисциплин для преподавания, содержание таких дисциплин и учебные пособия для них. Чем большую автономию имеет школа ... то высшие учебные достижения учащихся этой школы. наилучшие результаты обучения показывают те ученики, в чьих школах, кроме автономности, практика обнародовать данные об учебных достижениях учащихся. Автономность и подотчетность школы тесно связаны между собой ", - говорится в отчете PISA.

Все эти вопросы очень актуальны для нас. До сих пор наши школы не имели особой свободы в составлении планов, программ, оценке учеников. Недавно был принят новый Закон об образовании, который открывает такие возможности. Теоретически у школ появился шанс разрабатывать и утверждать свои планы и программы Но эти нормы еще не заработали на полную мощность. К тому же в настоящее время готовится проект закона "Об общем среднем образовании", где все эти вопросы будут детализированы. От того, как это сделают, зависит, будут ли школы реальную автономию, или она останется красивыми фразами на бумаге. Говорят, что разделы проекта закона "Об общем среднем образовании", посвященные учебным планам и программам, уже редактировались много раз, и вокруг них еще до сих пор идут дискуссии.

В одном из тематических отчетов международного исследования PISA, посвященном изучению в школе естественных дисциплин, проанализирована взаимосвязь между ответственностью за управление школой (ответственностью директора, учителей, наблюдательного совета, управления образования и национального органа управления образованием) и успеваемостью школы.

Помните сказку о богатыре, который стоял со своим конем на распутье перед камнем, пристально всматривался в даль и думал, какой же путь выбрать

Интересный нюанс - данные о влиянии наблюдательного совета на успешность работы школы. Конечно, этот вопрос требует более детального анализа и обсуждения, но стоит напомнить, что наш новый Закон "Об образовании" также содержит норму (ст. 29) о создании наблюдательного (попечительского) совета, который должен очень широкие полномочия - от поиска источников финансирования и к участия в определении стратегии развития школы, контроля выполнения этой стратегии и оценки деятельности руководителя школы и инициирования отзыва его с должности. Сейчас как раз готовится проект закона "Об общем среднем образовании", где все это должно быть детализировано.

Широкие полномочия наблюдательного совета то прошли мимо внимания широкой общественности при обсуждении закона "Об образовании". А вот теперь, в процессе их детализации в новом законе, вызывают споры. С одной стороны - не мешайте профессионалам-педагогам выполнять свою работу. С другой - так сложилось, что в обществе, к сожалению, не слишком большое доверие в школах (поборы, буллинг, не всегда качественное преподавание), и излишний контроль, мол, не помешает.

Финансирование образования. Или все зависит от объема инвестиций

Правительства стран, участвовавших в исследовании, пытаются сокращать государственные расходы и тщательно контролируют государственные средства. Однако "результаты PISA позволяют сделать обнадеживающие для родителей и педагогов выводы: успех системы образования той или иной страны зависит не от объема инвестиций, а от того, на что тратятся предназначены денежные ресурсы. Страны с самыми высокими результатами PISA не относятся к самым богатым одновременно они тратят на образование больше денег, чем другие страны ", - говорится в отчете.

Интересно, что в странах с высоким уровнем доходов и успешной системой образования наблюдается такая тенденция: предпочтение отдается инвестированию в повышение качества преподавания, а не уменьшению количества учеников в классах, связано с финансовыми затратами.

Страны с высокими результатами PISA вкладывают в образование не только средства, но и веру в успех в обучении всех своих учеников. В отчете по результатам исследования подчеркивается, что школы и учителя в этих странах не дают неуспешным ученикам терпеть неудачу в обучении. Они не оставляют слабых и проблемных учеников на второй год, переводят в другие школы, не формируют классов по способностям: "Итак, страны могут достигать высоких результатов в тестировании PISA независимо от уровня национального богатства: если страна хочет, чтобы все ученики имели успех в учебе, и берет на себя как финансовую, так и политическую ответственность за это, ее ученики будут иметь высокие учебные достижения. высоких результатов PISA обычно не достигают те страны, где существует практика отдельного обучения учащихся с низкими учебными достижением , С проблемным поведением и / или с особыми потребностями ".

Ну что же, будем ждать результатов PISA. А тем временем продолжаем искать свой путь вперед.

Помните сказку о богатыре, который стоял со своим конем на распутье перед камнем, пристально всматривался в даль и думал, какой же путь выбрать?
Как все это заработает, где будут сильные и слабые места, каким путем лучше идти к изменениям, а где голову потеряешь или лошадь?
Может стратегия начисления заработной платы учителей улучшить качество преподавания в школе?
Влияет ли автономия школы на успеваемость учащихся?